Государственная поддержка
В декабре 2020 года современная сельскохозяйственная потребительская кооперация в России отпраздновала свой 25 летний юбилей.
Принятый в 1995 году Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» положил начало возрождению системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, которая успешно развивалась в России до революции, но фактически прекратила своё существование после НЭПа.
На кооперативы по снабжению, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции была возложена миссия оказать помощь, образовавшимся в ходе аграрной реформы крестьянским (фермерским) и другим мелким хозяйствам, в продвижении их продукции на рынок. А на сельскохозяйственные кооперативы — обеспечить доступ сельского населения к заёмным средствам.
И с этой миссией они достойно справились.
Роль сельскохозяйственных потребительских кооперативов невозможно переоценить, так как долгое время — с начала 90-х годов до 2007 г., — они фактически являлись единственной структурой, обеспечивающей доступ сельского населения к заёмным средствам.
Но и государство не оставалось в стороне, постоянно осуществляя свой патронат в отношении сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» Государство «стимулирует создание и поддерживает деятельность кооперативов путем выделения им средств из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации для приобретения и строительства перерабатывающих и обслуживающих предприятий, создания кредитных и страховых кооперативов на основании разработанных планов и прогнозов развития территорий и целевых программ, осуществляет научное, кадровое и информационное обеспечение».
Помимо законодательной поддержки за последние годы было реализовано значительное количество государственных программ, включающих меры не только финансовой, но и организационной, методической, образовательной поддержки сельских кооператоров.
Значительный импульс развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов получило после включения их в качестве одного из главных приоритетов развития сельского хозяйства и сельской местности в национальный проект «Развитие АПК» и в Государственную программу развития сельского хозяйства на 2008–2012 гг.
Последний отрезок времени также свидетельствует о повышении внимания со стороны государства к развитию сельскохозяйственной кооперации.
Это нашло своё отражение не только в ряде недавних мероприятий, проводимых с участием Президента РФ и поручениях данных по их итогам, но и в ряде подготовленных Правительством РФ программно-плановых документов поддержки сельской кооперации, в том числе в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства. Разработаны «Концепция развития кооперации на селе на период до 2020 года», Ведомственная целевая программа «О развитии сельскохозяйственной кооперации на 2014-2016 годы», меры поддержки включены отдельным блоком в состав Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 — 2020 годы.
Государство на современном этапе рассматривает сельскую кооперацию уже не только в качестве механизма, способного повысить конкурентоспособность сельского товаропроизводителя, обеспечить справедливые условия его производственной и финансовой деятельности, но и как важнейший инфраструктурный элемент развития предпринимательства на селе, эффективный инструмент в решении острейших социальных проблем сельских территорий, таких как занятость и повышение доходов сельских тружеников.
Согласно Федеральному закону от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» «сельскохозяйственный кооператив — организация, созданная сельскохозяйственными товаропроизводителями на основе добровольного членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на объединении их имущественных паевых взносов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива».
Система сельскохозяйственной кооперации состоит из двух ветвей — производственной и потребительской. В зависимости от видов деятельности, которые они осуществляют, потребительские кооперативы делятся на кредитные, перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие, снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие, и иные кооперативы, созданные сельскохозяйственными товаропроизводителями (гражданами и (или) юридическими лицами) при условии их обязательного участия в хозяйственной деятельности потребительского кооператива.
«Сельскохозяйственный потребительский кооператив — это некоммерческая организация, которая принадлежит сельскохозяйственным товаропроизводителям и управляется ими на демократических принципах, обеспечивает своих членов услугами, необходимыми им для собственных хозяйств, не ставит цели получения прибыли для себя, а стремится увеличить прибыль своих членов».
По данным Минсельхоза России, на 1 января 2018 сг. в 73 субъектах РФ было создано 6895 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, из них 1124 перерабатывающих, 2721 заготовительных и снабженческо-сбытовых (СПоК), 1740 кредитных (СКПК).
Региональные системы кредитной сельхозкооперации успешно развиваются в Липецкой, Волгоградской, Саратовской, Тюменской, Оренбургской, Ростовской, Белгородской, Калужской областях, Республиках Татарстан, Мордовия, Чувашской республике, Забайкальском и Красноярском краях.
Более быстрыми темпами система кооперации развивается там, где она поддерживается администрациями субъектов РФ (муниципальных образований) в рамках реализации региональных программ.
В Саратовской области Правительство всегда уделяло огромное значение развитию кооперации на селе. В рамках программ развития сельскохозяйственной кооперации поддержка оказывалась по таким направлениям как:
-
укрепление материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов (субсидирование покупки техники и оборудования), их организационное обустройство и консультационное обслуживание;
-
обучение и повышение квалификации специалистов сельскохозяйственных кооперативов, их участие в семинарах, на курсах, конференциях; выпуск нормативной и правовой литературы и другое информационное обеспечение кооперативов;
-
предоставление на безвозмездной основе или для приобретения в собственность неиспользуемых сельскохозяйственными организациями земельных ресурсов, производственных и инженерных объектов, машин и оборудования.
В настоящее время в Саратовской области реализуется Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2014 — 2020 годы», в которой также предусмотрены обширные меры поддержки сельскохозяйственной кооперации.
Вместе с тем, оказывая поддержку сельхозкооперации, государство не остается внакладе и решает сразу несколько проблем.
Во-первых, у мелких товаропроизводителей появляется гарантированный канал сбыта собственной продукции и приобретения необходимых для развития ресурсов.
Во-вторых, предоставление субсидий и субвенций кооперативам производителей оказывает воздействие на развитие инфраструктуры рынка, которую смогут использовать все малые формы в АПК.
В-третьих, решаются проблемы не только повышения эффективности сельского хозяйства, но и сохранения и развития сельских территорий.
Все это говорит о том, что укреплению системы сельскохозяйственной потребительской кооперации и далее будет уделяться приоритетное внимание.