г. Саратов, ул. Емлютина, д. 39/45, 2 этаж С понедельника по пятницу — с 09:00 до 18:00 Суббота и воскресенье — выходные дни
  • 8 (8452) 906-111
  • 8 (8452) 906-444
  • 8 (8452) 438-262

В декабре 2015 году современная сельскохозяйственная потребительская кооперация в России отпраздновала свой 20 летний юбилей.

Принятый в 1995 году Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» положил начало возрождению системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, которая успешно развивалась в России до революции, но фактически прекратила своё существование после НЭПа.

На кооперативы по снабжению, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции была возложена миссия оказать помощь, образовавшимся в ходе аграрной реформы крестьянским (фермерским) и другим мелким хозяйствам, в продвижении их продукции на рынок. А на сельскохозяйственные кредитные кооперативы — обеспечить доступ сельского населения к заёмным средствам.

И с этой миссией они достойно справились.

Роль сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов невозможно переоценить, так как долгое время — с начала 90-х годов до 2007 г., — они фактически являлись единственной структурой, обеспечивающей доступ сельского населения к заёмным средствам.

Но и государство не оставалось в стороне, постоянно осуществляя свой патронат в отношении сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» Государство «стимулирует создание и поддерживает деятельность кооперативов путем выделения им средств из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации для приобретения и строительства перерабатывающих и обслуживающих предприятий, создания кредитных и страховых кооперативов на основании разработанных планов и прогнозов развития территорий и целевых программ, осуществляет научное, кадровое и информационное обеспечение».

Помимо законодательной поддержки за последние годы было реализовано значительное количество государственных программ, включающих меры не только финансовой, но и организационной, методической, образовательной поддержки сельских кооператоров.

Значительный импульс развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов получило после включения их в качестве одного из главных приоритетов развития сельского хозяйства и сельской местности в национальный проект «Развитие АПК» и в Государственную программу развития сельского хозяйства на 2008–2012 гг.

Последний отрезок времени также свидетельствует о повышении внимания со стороны государства к развитию сельскохозяйственной кооперации.

Это нашло своё отражение не только в ряде недавних мероприятий, проводимых с участием Президента РФ и поручениях данных по их итогам, но и в ряде подготовленных Правительством РФ программно-плановых документов поддержки сельской кооперации, в том числе в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства. Разработаны «Концепция развития кооперации на селе на период до 2020 года», Ведомственная целевая программа «О развитии сельскохозяйственной кооперации на 2014-2016 годы», меры поддержки включены отдельным блоком в состав Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 — 2020 годы.

Государство на современном этапе рассматривает сельскую кооперацию уже не только в качестве механизма, способного повысить конкурентоспособность сельского товаропроизводителя, обеспечить справедливые условия его производственной и финансовой деятельности, но и как важнейший инфраструктурный элемент развития предпринимательства на селе, эффективный инструмент в решении острейших социальных проблем сельских территорий, таких как занятость и повышение доходов сельских тружеников.

Согласно Федеральному закону от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» «сельскохозяйственный кооператив — организация, созданная сельскохозяйственными товаропроизводителями на основе добровольного членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на объединении их имущественных паевых взносов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива».

Система сельскохозяйственной кооперации состоит из двух ветвей — производственной и потребительской. В зависимости от видов деятельности, которые они осуществляют, потребительские кооперативы делятся на кредитные, перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие, снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие, и иные кооперативы, созданные сельскохозяйственными товаропроизводителями (гражданами и (или) юридическими лицами) при условии их обязательного участия в хозяйственной деятельности потребительского кооператива.

Схема. Система сельскохозяйственных кооперативов в России
Схема. Система сельскохозяйственных кооперативов в России

«Сельскохозяйственный потребительский кооператив — это некоммерческая организация, которая принадлежит сельскохозяйственным товаропроизводителям и управляется ими на демократических принципах, обеспечивает своих членов услугами, необходимыми им для собственных хозяйств, не ставит цели получения прибыли для себя, а стремится увеличить прибыль своих членов».

По данным Минсельхоза России, на 1 января 2015 г. в 73 субъектах РФ было создано 6895 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, из них 1124 перерабатывающих, 2721 заготовительных и снабженческо-сбытовых (СПоК), 1740 кредитных (СКПК).

Региональные системы кредитной сельхозкооперации успешно развиваются в Волгоградской, Саратовской, Тюменской, Оренбургской, Ростовской, Белгородской, Калужской областях, Республиках Татарстан, Мордовия, Чувашской республике, Забайкальском и Красноярском краях. В некоторых субъектах Российской Федерации объёмы предоставления кредитными кооперативами займов сопоставимы с объемами банковских кредитов.

Отдельной строкой необходимо упомянуть Липецкую область, где развитие кооперации находится под неусыпным личным контролем губернатора Олега Королева, человека прекрасно осознающего огромный потенциал этого института и прилагающего все усилия к его становлению на Липецкой земле.

Наиболее разнообразные источники формирования оборотного капитала представлены в кредитных кооперативах Краснодарского края, республики Бурятия, Вологодской, Волгоградской, Саратовской, Ростовской и Пензенской областей, которые весьма успешно используют все доступные варианты кредитования и пополнения фондов финансовой взаимопомощи. Подобная диверсификация делает работу кредитных кооперативов региона более устойчивой.

Структура финансовых ресурсов среднего СКПК
Структура финансовых ресурсов среднего СКПК

Несмотря на кризис, кредитные кооперативы не сократили масштабы своей деятельности в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 — 2020 годы (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1421). Роль СКПК в кредитовании малых форм хозяйствования в сельской местности довольно велика — в 2014 г. она составила 10,6 % (для примера в 2008г. — 6,3 %)).

Более быстрыми темпами система кредитной кооперации развивается там, где она поддерживается администрациями субъектов РФ (муниципальных образований) в рамках реализации региональных программ.

В Саратовской области Правительство всегда уделяло огромное значение развитию кооперации на селе. В рамках программ развития сельскохозяйственной кооперации поддержка оказывалась по таким направлениям как:

  • предоставление субсидий на возмещение части процентной ставки по взятым кредитам;

  • укрепление материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов (субсидирование покупки техники и оборудования), их организационное обустройство и консультационное обслуживание;

  • обучение и повышение квалификации специалистов сельскохозяйственных кооперативов, их участие в семинарах, на курсах, конференциях; выпуск нормативной и правовой литературы и другое информационное обеспечение кооперативов;

  • предоставление на безвозмездной основе или для приобретения в собственность неиспользуемых сельскохозяйственными организациями земельных ресурсов, производственных и инженерных объектов, машин и оборудования.

Все эти меры позволили на сегодняшний день активно развиваться 29 кредитным, 107 снабженческо-сбытовым, 25 перерабатывающим и 14 обслуживающим сельскохозяйственным кооперативам.

В настоящее время в Саратовской области реализуется Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2014 — 2020 годы», в которой также предусмотрены обширные меры поддержки сельскохозяйственной кооперации.

Вместе с тем, оказывая поддержку сельхозкооперации, государство не остается внакладе и решает сразу несколько проблем.

Во-первых, у мелких товаропроизводителей появляется гарантированный канал сбыта собственной продукции и приобретения необходимых для развития ресурсов.

Во-вторых, предоставление субсидий и субвенций кооперативам производителей оказывает воздействие на развитие инфраструктуры рынка, которую смогут использовать все малые формы в АПК.

В-третьих, решаются проблемы не только повышения эффективности сельского хозяйства, но и сохранения и развития сельских территорий.

Все это говорит о том, что укреплению системы сельскохозяйственной потребительской кооперации и далее будет уделяться приоритетное внимание.