г. Саратов, ул. Емлютина, д. 39/45, 2 этаж
С понедельника по пятницу — с 09:00 до 18:00
Суббота и воскресенье — выходные дни
  •  8 (8452) 906-111
  • 8 (8452) 906-444
  • 8 (8452) 438-262
  •  sargk

Опубликована резолюция V Всероссийского съезда сельскохозяйственных кооперативов

Многие ее положения касаются деятельности кредитных потребительских кооперативов.

В частности, делегаты съезда рекомендовали Правительству Российской Федерации поддержать проекты изменений в законодательные акты:

– по вопросу отмены перевода сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов на единый план счетов и отраслевые стандарты бухгалтерского учета, основанные на принципах международных стандартов финансовой отчетности;

– по вопросу отмены для сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов обязательного требования по страхованию риска невозврата займа по случаю смерти или потери трудоспособности заемщика;

– по вопросу снижения уровня применяемых к сельскохозяйственным потребительским кредитным кооперативам мер административного воздействия (приведение административных санкций к СКПК в соответствие с уровнем значительности совершённых административных правонарушений в области финансов и против порядка управления, предусмотренных КоАП РФ, включая меры ответственности по ст. 15.27., ч.9 ст. 19.5., ст.19.7.3.);

– по вопросу изменения предельных значений финансовых нормативов для сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов с учетом сложившейся практики их деятельности, в том числе в части соотношения размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением кредитным кооперативом займов от одного члена кредитного кооператива, и общего размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением кредитным кооперативом займов от членов кредитного кооператива.

Государственной Думе рекомендовано:

– ускорить принятие законопроекта №139935-7, вводящего отсрочку по обязательному членству СКПК в саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка до 01.01.2021 г. (к слову, этот законопроект уже прошел второе чтение);

– принять к рассмотрению и одобрить законопроект, об исключении сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов из числа организаций, требования к бухгалтерскому учёту и отчётности которых устанавливаются Банком России;

– принять к рассмотрению и одобрить законопроект в части изменения в ст. 40.1. Федерального закона от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» в части отмены для сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов обязательного требования по страхованию риска невозврата займа по случаю смерти или потери трудоспособности заемщика;

– принять к рассмотрению и одобрить законопроект по изменению предельных значений финансовых нормативов для сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов в части соотношения размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением кредитным кооперативом займов от одного члена кредитного кооператива, и общего размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением кредитным кооперативом займов от членов кредитного кооператива;

– принять изменения в законодательство о сельскохозяйственной кооперации и о Банке России, исключив сельскохозяйственные потребительские кредитные кооперативы, объективные показатели деятельности которых (объём фонда финансовой взаимопомощи, и/или количество членов, и/или территория деятельности) исключают возникновение угроз для финансового рынка, из числа некредитных финансовых организаций, регулируемых Банком России;

– принять изменения в Федеральный закон от 21.12.2013 г. № 353-ФЗ, исключив займы, предоставляемые сельскохозяйственными потребительскими кооперативами своим членам – гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, из категории потребительских;

– внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части введения административной ответственности за нарушения законодательства РФ о сельскохозяйственной кооперации при одновременном смягчении величины штрафных санкций за нарушения законодательства РФ о сельскохозяйственной кредитной кооперации.

Министерству сельского хозяйства:

– включить в программу грантовой поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов сельскохозяйственные потребительские кредитные кооперативы;

– включить сельскохозяйственные потребительские кредитные кооперативы в состав получателей льготных кредитов (в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 875 от 24 июля 2017 г.) для последующего предоставления займов КФХ, СПоК и другим малых формам хозяйствования на селе;

– подготовить предложение в Правительство РФ о восстановлении ранее действующего порядка бюджетной компенсации процентных ставок по займам, полученным субъектами сельскохозяйственного малого и микробизнеса в сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах;

– разработать для региональных органов управления АПК план-задание по приоритетному созданию сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов.

Аналогичные рекомендации даны и Банку России, который к тому же просят сократить документооборот и отчетность СКПК в сфере законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и поддержать включение СКПК в состав субъектов МСП, подпадающих под действие «Программы 6,5%».

Резолюция V Всероссийского съезда сельскохозяйственных кооперативов «Объединение в кооперативы – путь к прогрессу АПК» направлена Совету Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Минсельхозу России, Минэкономразвития России, Банку России, Корпорации МСП, региональным органам управления АПК.

Полностью с текстом резолюции можно ознакомиться ниже:

РЕЗОЛЮЦИЯ

V Всероссийского съезда сельскохозяйственных кооперативов

«Объединение в кооперативы – путь к прогрессу АПК»

16-17 ноября 2017 г. г. Москва

В течение четырёх лет, прошедших с возрождения традиции проведения кооперативных съездов, понятие «сельскохозяйственная кооперация» стало популярным и узнаваемым. Сельскохозяйственная кооперация становится фактором стратегического значения для многоукладного сельского хозяйства нашей страны, в первую очередь, для фермерства и других малых форм хозяйствования на селе.

Важную роль в развитии кооперации играет программа грантовой поддержки развития материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов. В 2015-2016 годах на эти цели за счет средств бюджетов всех уровней выделено 1,8 млрд. руб., грантополучателями стали 252 кооператива, средний размер гранта составил 7,3 млн. руб. В 2017 году предусматривается выделить из федерального бюджета на поддержку сельхозпотребкооперации в рамках этой программы 1,6 млрд. руб. Получателями грантов станут 150 кооперативов.

Совместные усилия кооперативного сообщества и государства дают положительные результаты. За прошедшие два года выросло количество работающих СПоК и сельскохозяйственных производственных кооперативов, увеличился на 9 процентов объем работ и услуг, выполняемых сельскохозяйственными потребительскими кооперативами. Есть регионы, где количество кооперативов исчисляется сотнями. Наиболее успешно кооперация развивается в Липецкой области, Республике Саха (Якутия), Тюменской области.

Однако масштабы и темпы кооперативного строительства нельзя признать удовлетворительными. Роль сельскохозяйственных кооперативов в обслуживании аграрной отрасли, равно как и доля сельскохозяйственных товаропроизводителей, пользующихся услугами кооперативов, остаются крайне незначительными. В ряде регионов (Мурманская, Магаданская области, Еврейская АО, Камчатский край) нет ни одного работающего кооператива. По-прежнему сохраняется низкий уровень доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспеченности новой современной производительной техникой.

Отрицательно сказывается на развитии малых форм хозяйствования очень низкая доступность кредитных ресурсов, а сельскохозяйственная кредитная кооперация практически исключена из мер государственной поддержки и кредитования в банках.

Сохраняется недооценка социально-экономической роли сельскохозяйственной производственной кооперации. Сельскохозяйственные производственные кооперативы рассматриваются в одном ряду с другими сельскохозяйственными организациями (хозяйственными обществами и товариществами), государственная поддержка СПК оказывается ровно по тем же правилам, что и сельскохозяйственным предприятиям, основанным на наёмном труде. Не получает государственной оценки роль СПК как сельскохозяйственных товаропроизводителей, основанных на единстве труда, собственности и управления.

В резолюциях состоявшихся четырех кооперативных съездов отмечалась недостаточность мер стимулирования сельскохозяйственных кооперативов со стороны государства. Наиболее серьезными проблемами, препятствующими развитию кооперации, были названы недостаточность объемов и форм государственной поддержки, ограничивающейся только разовой поддержкой того или иного кооператива в виде грантов на развитие материально-технической базы, несовершенство налогового законодательства, отсутствие должного отражения кооперативных отношений в Гражданском Кодексе РФ, наличие административных барьеров, в том числе продолжающееся избыточное по своей сути регулирование Банком России в отношении сельскохозяйственной потребительской кредитной кооперации.

Кроме того, по мнению делегатов V Всероссийского съезда сельскохозяйственных кооперативов (далее – V Съезд), эффективное развитие сельскохозяйственной кооперации сдерживается недостаточным пониманием её сущности сельскохозяйственными товаропроизводителями и всеми уровнями исполнительной и законодательной власти, низким уровнем информированности сельских жителей, отсутствием у сельскохозяйственных товаропроизводителей кооперативных традиций и навыков.

Очень медленно идет процесс создания инфраструктуры развития кооперации: специализированных и тесно взаимодействующих с органами местного самоуправления институтов, задачей которых является помощь в создании сельскохозяйственных кооперативов и сопровождение деятельности созданных кооперативов до тех пор, пока не сформируется устойчивая традиция снабжения, сбыта, получения механизированных и других услуг в кооперативе.

Недооценивается роль ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов, необходимых для обеспечения принципов создания и деятельности кооперативов, выявления нарушений, ведущих к ухудшению результатов их финансово-хозяйственной деятельности или несостоятельности (банкротству), фактов ущемления интересов членов кооператива.

Съезд отмечает, что в соответствии с поручениями Президента России, АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (далее — Корпорация МСП) назначена центром компетенций по развитию сельскохозяйственной кооперации. Определение института развития с возможностями кредитно-гарантийной, организационной, консультационно-информационной и технологической поддержки, может положить начало нового этапа развития сельскохозяйственных кооперативов.

Обсудив проблемы, стоящие на пути развития сельскохозяйственной кооперации и направления совместных действий государства и кооперативного сообщества по преодолению негативных тенденций и формированию кооперативной инфраструктуры агропромышленного комплекса страны, делегаты V Съезда считают необходимым рекомендовать:

1. Правительству Российской Федерации:

Поддержать проекты изменений в законодательные акты:
по вопросу отмены перевода сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов на единый план счетов и отраслевые стандарты бухгалтерского учета, основанные на принципах международных стандартов финансовой отчетности (МСФО);
по вопросу отмены для сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов обязательного требования по страхованию риска невозврата займа по случаю смерти или потери трудоспособности заемщика;
по вопросу снижения уровня применяемых к сельскохозяйственным потребительским кредитным кооперативам мер административного воздействия (приведение административных санкций к СКПК в соответствие с уровнем значительности совершённых административных правонарушений в области финансов и против порядка управления, предусмотренных КоАП РФ, включая меры ответственности по ст. 15.27., ч.9 ст. 19.5., ст.19.7.3.);
по вопросу изменения предельных значений финансовых нормативов для сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов с учетом сложившейся практики их деятельности, в том числе в части соотношения размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением кредитным кооперативом займов от одного члена кредитного кооператива, и общего размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением кредитным кооперативом займов от членов кредитного кооператива.
Принять Постановление, предусматривающее оказание государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в форме предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах.
Внести изменения в Распоряжение Правительства РФ №1502-р от 14.07.2017 г. в части исключения казначейского сопровождения средств государственной поддержки, предоставляемых сельскохозяйственным товаропроизводителям, относящимся к субъектам малого предпринимательства.
Внести изменения в Постановление № 1528 от 29.12.2016 г., предусмотрев в перечне направлений использования льготных инвестиционных кредитов приобретение земли сельскохозяйственными кооперативами (включая производственные) и закупку сельскохозяйственными потребительскими кооперативами сельскохозяйственной продукции, производимой его членами.
Внести изменения в Постановление №1432 от 27.12.2012 г., предусмотрев установление скидки в размере не менее 50%, предоставляемой сельскохозяйственным потребительским кооперативам производителем (продавцом) сельскохозяйственной техники.
Расширить возможности АО «Росагролизинг» по обеспечению сельскохозяйственных потребительских кооперативов сельскохозяйственной, автомобильной техникой, оборудованием через докапитализацию Общества в 2018 году.
Внести изменения в Постановление № 1104 от 15.09.2017 г., предусмотрев для экспортно-ориентированных сельскохозяйственных потребительских кооперативов дополнительные по сравнению с организациями иных организационно-правовых форм меры компенсации затрат по продаже продукции на экспорт.
Исключить давление со стороны налоговых органов на организации, в том числе экспортеров, выражающееся в неформальном запрете (связанного с возвратом НДС) на осуществление закупок продукции у сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

2. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:

2.1. Ускорить принятие законопроекта №139935-7, вводящего отсрочку по обязательному членству СКПК в саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка до 01.01.2021 г.

2.2. Внести изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации в части определения особенностей деятельности сельскохозяйственных кооперативов и порядка распределения их доходов (дивидендов, кооперативных выплат).

2.3. Ускорить принятие законопроекта №278061-7, исключающего применение к сельскохозяйственным производственным кооперативам положений Федерального закона от 08.05.1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах».

2.4. Внести изменения в Налоговый Кодекс РФ в части исключения кооперативных выплат членам сельскохозяйственных кооперативов из базы для начисления страховых взносов во внебюджетные фонды.

2.5. Внести изменения в Налоговый Кодекс РФ в части установления для СПоК, применяющих общую систему налогообложения, нулевой ставки по налогу на прибыль от операций с продукцией членов кооперативов.

2.6. Принять к рассмотрению и одобрить законопроект, об исключении сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов из числа организаций, требования к бухгалтерскому учёту и отчётности которых устанавливаются Банком России.

2.7. Принять к рассмотрению и одобрить законопроект в части изменения в ст. 40.1. Федерального закона от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» в части отмены для сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов обязательного требования по страхованию риска невозврата займа по случаю смерти или потери трудоспособности заемщика.

2.8. Принять к рассмотрению и одобрить законопроект по изменению предельных значений финансовых нормативов для сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов в части соотношения размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением кредитным кооперативом займов от одного члена кредитного кооператива, и общего размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением кредитным кооперативом займов от членов кредитного кооператива.

2.9. Принять изменения в законодательство о сельскохозяйственной кооперации и о Банке России, исключив сельскохозяйственные потребительские кредитные кооперативы, объективные показатели деятельности которых (объём фонда финансовой взаимопомощи, и/или количество членов, и/или территория деятельности) исключают возникновение угроз для финансового рынка, из числа некредитных финансовых организаций, регулируемых Банком России.

2.10. Принять изменения в Федеральный закон от 21.12.2013 г. № 353-ФЗ, исключив займы, предоставляемые сельскохозяйственными потребительскими кооперативами своим членам – гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, из категории потребительских.

2.11. Внести изменения в законодательство о муниципальной службе, допускающие членство муниципальных служащих в сельскохозяйственных потребительских кооперативах.

2.12. Внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части введения административной ответственности за нарушения законодательства РФ о сельскохозяйственной кооперации при одновременном смягчении величины штрафных санкций за нарушения законодательства РФ о сельскохозяйственной кредитной кооперации.

3. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации:

Включить АО «МСП-Банк» в перечень уполномоченных банков, участвующих в реализации механизма льготного кредитования.
Внести корректировки в условия грантовой поддержки сельскохозяйственных кооперативов, в частности: изменить соотношение господдержки к собственным средствам – 80% к 20%, а также учитывать форс-мажорные ситуаций у грантополучателей при установлении срока достижения ими целевых показателей.
Включить в программу грантовой поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов сельскохозяйственные потребительские кредитные кооперативы.
Включить сельскохозяйственные потребительские кредитные кооперативы в состав получателей льготных кредитов (в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 875 от 24 июля 2017 г.), для последующего предоставления займов КФХ, СПоК и другим малых формам хозяйствования на селе.
Решить вопрос о предоставлении максимально возможного числа государственных субсидий КФХ, ЛПХ и другим малым формам хозяйствования через сельскохозяйственные потребительские кооперативы.
Подготовить предложение в Правительство РФ о восстановлении ранее действующего порядка бюджетной компенсации процентных ставок по займам, полученным субъектами сельскохозяйственного малого и микробизнеса в сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах. Для подготовки указанного порядка сформировать рабочую группу в составе представителей Минсельхоза России (Департамент развития сельских территорий, Департамент экономики и государственной поддержки АПК), АККОР, Союза СКК, РСО «Агроконтроль», СРО Россоюз «Чаянов».
Предусмотреть в подпрограмме «Развитие финансово-кредитной системы агропромышленного комплекса» Госпрограммы развития сельского хозяйства бюджетные ассигнования на дофинансирование Фонда развития сельской кредитной кооперации на следующие цели: создание механизма гарантирования сберегательных займов, привлеченных сельскохозяйственными потребительскими кредитными кооперативами; предоставление обеспечения по обязательствам сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов перед кредитными, финансовыми организациями; повышение технологического уровня сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов.
Совместно с региональными органами управления АПК организовать работу по созданию региональных центров развития сельскохозяйственной кооперации, в том числе на базе союзов, ассоциаций кооперативов и фермерского самоуправления. Включить в Государственную программу меры поддержки данных направлений развития кооперации.
Рассмотреть и принять положительное решение по организации консультирования на постоянной основе малых форм хозяйствования и сельскохозяйственных кооперативов на базе АККОР и ФГБОУ «Федеральный центр сельскохозяйственного консультирования и переподготовки кадров АПК» и передать этот центр Ассоциации с сохранением бюджетного финансирования.
Разработать для региональных органов управления АПК план-задание по приоритетному созданию сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов.
Провести широкую разъяснительную и организационную работу с сельскохозяйственными организациями и крупными крестьянскими (фермерскими) хозяйствами с тем, чтобы они выступили инициаторами создания крупных, достаточно мощных, технически и технологически оснащённых отраслевых сельскохозяйственных снабженческо-сбытовых и перерабатывающих кооперативов, в состав которых в последующем должны войти все остальные сельскохозяйственные товаропроизводители и личные подсобные хозяйства, производящие на данной территории аналогичную продукцию, либо пользующиеся аналогичными услугами.
Распространить опыт Новгородской области по созданию кооперативных объединений крестьянских хозяйств на базе современных логистических центров по картофельно-овощной продукции в другие регионы страны с учетом их особенностей.
Провести в 2018 году всероссийский семинар молодых глав сельских поселений и молодых фермеров по вопросам создания сельскохозяйственных кооперативов.

4. Банку России:

4.1. Отменить перевод сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов на единый план счетов и отраслевые стандарты бухгалтерского учета, основанных на принципах международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).

4.2. Поддержать законодательную инициативу о внесении изменений в законодательство РФ и нормативные акты Банка России, касающиеся предельных значений финансовых нормативов для сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов в части соотношения размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением кредитным кооперативом займов от одного члена кредитного кооператива, и общего размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением кредитным кооперативом займов от членов кредитного кооператива.

4.3. Дать положительное заключение по вопросу снижения уровня применяемых к сельскохозяйственным потребительским кредитным кооперативам мер административного воздействия (приведение административных санкций к СКПК в соответствие с уровнем значительности совершённых административных правонарушений в области финансов и против порядка управления, предусмотренных КоАП РФ, включая меры ответственности по ст. 15.27., ч.9 ст. 19.5., ст.19.7.3.).

4.4. Дать положительное заключение на законопроект об отмене обязательного требования к СКПК о страховании риска невозврата займа по случаю смерти или потери трудоспособности заемщика.

4.5. Ускорить формирование рабочей группы для реализации соглашения о взаимодействии между Минсельхозом России и Банком России в целях развития сельскохозяйственной кредитной кооперации.

4.6. Сократить документооборот и отчетность СКПК в сфере законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

4.7. Поддержать включение СКПК в состав субъектов МСП, подпадающих под действие «Программы 6,5%».

5. Корпорации МСП:

Установить субъектам инфраструктуры Корпорации МСП (АО МСП Банк, региональные гарантийные организации (РГО)) на 2018 г. следующие плановые показатели:
— по объему и количеству поручительств, предоставленных Корпорацией МСП сельскохозяйственным кооперативам;

— по объему и количеству гарантий и кредитов, предоставленных АО МСП Банк сельскохозяйственным кооперативам;

— по объему и количеству поручительств региональных гарантийных организаций, предоставленных по обязательствам сельскохозяйственных кооперативов.

Проводить текущий анализ исполнения установленных планов с целью совершенствования продуктового ряда инфраструктуры Корпорации МСП и повышения доступности кредитно-обеспечительных продуктов для сельскохозяйственных кооперативов.

Заключить соглашения о сотрудничестве с федеральными объединениями сельскохозяйственных кооперативов, нацеленные на выполнение планов по количеству и объему поддержки, полученной сельскохозяйственными кооперативами от инфраструктуры Корпорации МСП. Для исполнения соглашений о сотрудничестве оказать федеральным объединениям необходимую организационную и финансовую поддержку.
Создать рабочую группу с участием представителей рынка сельскохозяйственной кооперации для разработки и внедрения необходимых решений и мер для развития сельскохозяйственных кооперативов.
Оказывать поддержку законодательным инициативам по совершенствованию нормативно-правовых актов, нацеленных на развитие рынка сельскохозяйственных кооперативов.
Разработать учебно-методические программы и тренинги для специалистов сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов.
Проводить сбор, систематизацию и внедрение лучших практик оказания поддержки сельскохозяйственных кооперативам в субъектах РФ и муниципальных образованиях.
Расширить меры финансовой поддержки развития сельскохозяйственной кооперации, учитывая положения «дорожной карты» Корпорации МСП, в том числе по включению мер государственной поддержки сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов, а также на создание кооперативной торговой сети малых форматов и строительство сельскохозяйственных кооперативных рынков.

6. Региональным органам государственной власти и органам местного самоуправления:

Принять нормативно-правовые акты, способствующие развитию сельскохозяйственной потребительской кооперации в соответствии с «Рекомендациями по разработке программ развития сельскохозяйственной кооперации в субъектах Российской Федерации».
Провести в 2017-2018 годах региональные мероприятия с главами муниципальных образований по вопросам развития сельскохозяйственной кооперации.
Организовать системную работу по обучению, информированию и консультированию членов кооперативов, руководящих органов, специалистов сельскохозяйственных кооперативов и инициативных групп малых форм хозяйствования по вопросам развития кооперации на селе.
Создавать в регионах организации инфраструктуры развития сельскохозяйственной кооперации: центры развития, фонды поддержки и др., провести работу по укреплению ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов. а также укреплению и поддержке сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов второго уровня.
Обеспечить приоритет государственной поддержки сельскохозяйственной кооперации, в рамках единой субсидии, а также включить, организуемые сельскохозяйственными кооперативами, МТС в число получателей такой поддержки.
Содействовать созданию логистических центров на базе кооперативных объединений крестьянских хозяйств картофеле-овощеводческого направления, обеспечению этого процесса грантовой поддержкой и льготным инвестиционным кредитованием.
Не допускать принятия по землям малых форм хозяйствования и коллективного
садоводства завышенной кадастровой стоимости и резкого повышения земельных налогов.

Кооперативному сообществу:

Обратиться к Президенту Российской Федерации с просьбой о проведении заседания Госсовета РФ по вопросам развития сельскохозяйственной кооперации.
Активизировать деятельность по популяризации движения сельскохозяйственной кооперации, кооперативное просвещение и повышению кооперативной грамотности сельского населения.
Усилить работу, направленную на обмен опытом между регионами по развитию сельскохозяйственной кооперации.
Разработать механизм применения субсидиарной ответственности членов сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов.
Направить Резолюцию V Всероссийского съезда сельскохозяйственных кооперативов «Объединение в кооперативы – путь к прогрессу АПК» Совету Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Минсельхозу России, Минэкономразвития России, Банку России, Корпорации МСП, региональным органам управления АПК для использования принятых рекомендаций и принятия соответствующих решений по вопросам развития сельскохозяйственной кооперации.