г. Саратов, ул. Емлютина, д. 39/45, 2 этаж
С понедельника по пятницу — с 09:00 до 18:00
Суббота и воскресенье — выходные дни
  •  8 (8452) 440-463
  • 8 (8452) 906-444
  • 8 (8412) 248-330
  •  sargk
Перезвоните мне

Государственная поддержка

В декабре 2015 г. современная сельскохозяйственная потребительская кооперация в России отпраздновала свой 20 летний юбилей.

Принятый в 1995 году Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» положил начало возрождению системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, которая успешно развивалась  в России до революции, но фактически прекратила своё существование после НЭПа.

На кооперативы по снабжению, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции была возложена  миссия оказать помощь,  образовавшимся в ходе аграрной реформы крестьянским (фермерским) и другим мелким хозяйствам, в продвижении их продукции на рынок. А на сельскохозяйственные кредитные кооперативы - обеспечить доступ сельского населения к заёмным средствам.

И с этой миссией они достойно справились.

Роль сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов невозможно переоценить, так как долгое время – с начала 90-х годов до 2007 г., – они  фактически являлись единственной структурой, обеспечивающей доступ сельского населения к заёмным средствам.

Но и государство не оставалось в стороне, постоянно осуществляя  свой патронат в отношении   сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации" Государство «стимулирует создание и поддерживает деятельность кооперативов путем выделения им средств из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации для приобретения и строительства перерабатывающих и обслуживающих предприятий, создания кредитных и страховых кооперативов на основании разработанных планов и прогнозов развития территорий и целевых программ, осуществляет научное, кадровое и информационное обеспечение».

Помимо законодательной поддержки за последние  годы было реализовано значительное  количество государственных программ, включающих меры  не только финансовой, но и организационной, методической, образовательной поддержки сельских кооператоров.

Значительный импульс развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов получило после включения их в качестве одного из главных приоритетов развития сельского хозяйства и сельской местности в национальный проект «Развитие АПК» и в Государственную программу развития сельского хозяйства на 2008–2012 гг.

Последний отрезок времени также   свидетельствует о повышении внимания со стороны государства к развитию сельскохозяйственной кооперации.

Это нашло своё отражение не только в ряде недавних мероприятий, проводимых  с участием Президента РФ и поручениях данных по их итогам, но и в ряде подготовленных Правительством РФ программно-плановых документов поддержки сельской кооперации, в том числе в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства. Разработаны «Концепция развития кооперации на селе на период до 2020 года»Ведомственная целевая программа «О развитии сельскохозяйственной кооперации на 2014-2016 годы», меры поддержки включены отдельным блоком в состав Государственной программы  развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 — 2020 годы 

Государство на современном этапе рассматривает  сельскую  кооперацию уже  не только в качестве  механизма, способного повысить конкурентоспособность сельского товаропроизводителя,  обеспечить справедливые условия его  производственной и финансовой деятельности, но и как важнейший инфраструктурный элемент развития предпринимательства на селе,  эффективный инструмент  в решении острейших социальных проблем сельских территорий, таких как занятость и повышение доходов сельских тружеников.

Согласно Федеральному закону от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» «сельскохозяйственный кооператив — организация, созданная сельскохозяйственными товаропроизводителями на основе добровольного членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на объединении их имущественных паевых взносов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива».

Система сельскохозяйственной кооперации состоит из двух ветвей – производственной и потребительской. В зависимости от видов деятельности, которые они осуществляют,  потребительские кооперативы делятся  на кредитные, перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие, снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие,  и иные кооперативы, созданные сельскохозяйственными товаропроизводителями (гражданами и (или) юридическими лицами) при условии их обязательного участия в хозяйственной деятельности потребительского кооператива.

Схема. Система сельскохозяйственных кооперативов в России

Схема. Система сельскохозяйственных кооперативов в России

 

«Сельскохозяйственный потребительский кооператив — это некоммерческая организация, которая принадлежит сельскохозяйственным товаропроизводителям и управляется ими на демократических принципах, обеспечивает своих членов услугами, необходимыми им для собственных хозяйств, не ставит цели получения прибыли для себя, а стремится увеличить прибыль своих членов».

По данным Минсельхоза России, на 1 января 2015 г. в 73 субъектах РФ было создано 6895 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, из них 1124 перерабатывающих, 2721 заготовительных и снабженческо-сбытовых (СПоК), 1740 кредитных (СКПК).

Региональные системы кредитной сельхозкооперации успешно развиваются в Волгоградской, Саратовской, Тюменской, Оренбургской, Ростовской, Белгородской, Калужской областях, Республиках Татарстан, Мордовия, Чувашской республике, Забайкальском и Красноярском краях. В некоторых субъектах Российской Федерации объёмы предоставления кредитными кооперативами займов сопоставимы с объемами банковских кредитов.

Отдельной строкой необходимо упомянуть Липецкую область, где развитие кооперации находится под неусыпным личным контролем губернатора Олега Королева, человека прекрасно осознающего огромный потенциал этого института и прилагающего все усилия к его становлению на Липецкой земле.

Наиболее разнообразные источники формирования оборотного капитала представлены в кредитных кооперативах Краснодарского края, республики Бурятия, Вологодской, Волгоградской, Саратовской, Ростовской и Пензенской областей, которые весьма успешно используют все доступные варианты кредитования и пополнения фондов финансовой взаимопомощи. Подобная диверсификация делает работу кредитных кооперативов региона более устойчивой.

кольцо

Несмотря на кризис, кредитные кооперативы не сократили масштабы своей деятельности в рамках Государственной программы  развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 — 2020 годы (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1421).  Роль СКПК в кредитовании малых форм хозяйствования в сельской местности довольно велика – в 2014 г. она составила 10,6 % (для примера  в 2008г. - 6,3 %)).

Более быстрыми темпами система кредитной кооперации развивается там, где она поддерживается администрациями субъектов РФ (муниципальных образований) в рамках реализации региональных программ.

В Саратовской области Правительство всегда уделяло огромное значение развитию кооперации на селе. В рамках программ развития сельскохозяйственной кооперации поддержка оказывалась по таким  направлениям как:

- предоставление  субсидий на возмещение части процентной ставки по взятым кредитам;

- укрепление материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов (субсидирование покупки техники и оборудования), их организационное обустройство и консультационное обслуживание;

- обучение и повышение квалификации специалистов сельскохозяйственных кооперативов, их участие в семинарах, на курсах, конференциях; выпуск нормативной и правовой литературы и другое информационное обеспечение кооперативов;

- предоставление на безвозмездной основе или для приобретения в собственность неиспользуемых сельскохозяйственными организациями земельных ресурсов, производственных и инженерных объектов, машин и оборудования.

Все эти меры  позволили на сегодняшний день активно развиваться 29 кредитным,  107 снабженческо-сбытовым, 25 перерабатывающим и 14 обслуживающим сельскохозяйственным кооперативам.

В настоящее время в Саратовской области реализуется Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2014 — 2020 годы», в которой также предусмотрены обширные меры поддержки сельскохозяйственной кооперации.

Вместе с тем, оказывая поддержку сельхозкооперации, государство не остается внакладе и  решает сразу несколько проблем.

Во-первых, у мелких товаропроизводителей появляется гарантированный канал сбыта собственной продукции и приобретения необходимых для развития ресурсов.

Во-вторых, предоставление субсидий и субвенций кооперативам производителей оказывает воздействие на развитие инфраструктуры рынка, которую смогут использовать все малые формы в АПК.

В-третьих, решаются проблемы не только повышения эффективности сельского хозяйства, но и сохранения и развития сельских территорий.

Все это говорит о том, что  укреплению системы сельскохозяйственной потребительской кооперации и далее будет уделяться приоритетное внимание.